ya
НАКС - надежный страж технологического суверенитета страны

Национальное агентство контроля сварки (НАКС) — надежный страж технологического суверенитета страны

Николай Павлович Алешин

Модернизация экономики в условиях современных геополитических вызовов требует не только новейших научных исследований и разработки новых технологий, но и сохранения знаний и опыта, почерпнутых в области уникальных практик и связанных с ними профессиональных навыков, например, сварочного производства. От качества сварочных работ зависит безаварийность трубопроводов, надежность мостов, строительных и других важных объектов, но, к сожалению, квалифицированных сварщиков, специалистов и компетентных организаций не хватает. Как можно изменить ситуацию, поможет ли в этом усовершенствование государственного регулирования контроля за сварочным производством — об этом наш корреспондент беседует с членом Национального совета при президенте РФ по профессиональным квалификациям, академиком РАН Николаем Алешиным.

Николай Павлович, в ноябре 2022 года исполнилось 30 лет основанной вами организации НАКС. Как она возникла?

Николай Алешин: Многие ошибочно полагают, что Национальное агентство контроля сварки (НАКС) создано частными лицами. На самом деле инициатива возрождения действовавшего в СССР с 1949 года механизма регулирования принадлежит государству. НАКС создан согласованным решением Президиума РАН, органов государственного надзора, министерств и ведомств страны для восстановления государственного регулирования в сфере сварочного производства.

Чем было обусловлено такое решение?

Николай Алешин: Резким ростом количества аварий на промышленных объектах в середине 90-х, в том числе из-за некачественной сварки. Всё потому, что в СССР аттестацию сварки проводили государственные комиссии на государственных предприятиях, а капитализм сделал их частными и заставил экономить. Под «нож» попали медицинское обслуживание и обучение работников, содержание детских садов и санаториев и многое другое, в том числе качественная аттестация сварщиков. Частные предприятия без контроля со стороны государства сами себе выписывали документы об аттестации. Как можно было доверять результатам такой аттестации? Потому госорганы и приняли это решение. Образцом послужила европейская система.

Значит, НАКС — это копия европейской системы?

Николай Алешин: Нет. Изучая документы европейской системы, мы поняли, что полный ее аналог в России невозможен. Потребовалась адаптация европейских подходов к российским реалиям. На создание российской системы ушло более пяти лет. В 2000-х стали работать первые аттестационные центры, аварийность на объектах страны постепенно пошла на убыль и к середине нулевых снизилась до приемлемых показателей.

А сейчас, через 30 лет работы, система так же эффективна?

Николай Алешин: За последние 10-15 лет я не припомню резонансных аварий, виновником которых был бы признан аттестованный сварщик или аттестованная организация. В этом имеется и наша заслуга. За 30 лет мы создали ассоциацию, которая по праву может служить примером взаимодействия государства и бизнеса.

Николай Павлович, а что представляет из себя НАКС сегодня?

Николай Алешин: Сегодня НАКС объединяет свыше 100 аттестационных центров, расположенных в 67 субъектах РФ, а также в основных странах исхода трудовых мигрантов: Казахстан, Индия, Китай, Узбекистан, Беларусь, Турция. Отбор квалифицированных сварщиков и специалистов преимущественно проводится до их въезда на территорию РФ, что в современных реалиях крайне важно: страна испытывает дефицит в качественных трудовых ресурсах, а не в «джентльменах удачи».

С 2007 года мы являемся базовой структурой профильного технического комитета по стандартизации ТК 364 «Сварка и родственные процессы» Росстандарта и за 15 лет сумели ликвидировать основные пробелы в нормативной базе.

В 2014 году Национальный совет при президенте РФ по профессиональным квалификациям наделил НАКС полномочиями Совета по профессиональным квалификациям в области сварки. Во взаимодействии с Минтрудом России и Минобрнауки России в кратчайшие сроки была подготовлена методологическая база, по всей стране начали действовать центры оценки квалификации. Задача, поставленная главой государства, была успешно решена.

Раз уж вы затронули тему квалификации кадров, как оцениваете общий уровень квалификации персонала в области сварки?

Николай Алешин: Советская система профессионального среднего и высшего технического образования в процессе реформирования была попросту разрушена, во многих ведущих технических вузах страны закрылись профильные кафедры по сварке, студенты перестали получать необходимую производственную практику. В итоге мы часто видим сварщиков и специалистов, которым недостает ни знаний, ни навыков. А ведь без молодых сварщиков и инженеров страна окажется перед риском утраты технологического суверенитета. Мы должны сделать всё, чтобы этого не допустить.

И что вы предлагаете?

Николай Алешин: НАКС уже сумел объединить более 7000 профессионалов сварки, среди которых два академика РАН, свыше 150 докторов наук и более 250 кандидатов наук. Мы проводим обучающие семинары, совместно с 36 техническими университетами и 11 ведущими научно-исследовательскими центрами России участвуем в научно-исследовательских работах, в тесной связи с производственниками внедряем инновационные технологии.

В 2015 году мы создали Межотраслевой высокотехнологический центр НАКС, благодаря которому уже несколько тысяч специалистов сварочного дела получили необходимые навыки и знания. В 2021 году, видя деградацию действующей системы аттестации в области неразрушающего контроля, по поручению Российского общества по неразрушающему контролю и технической диагностике мы создали качественно новую систему, чтобы не упустить ситуацию в неразрушающем контроле, как это случилось в 90-х со сварщиками.

Мы не предлагаем, мы — делаем! Не просто так эмблема НАКС долгие годы является для бизнеса и госорганов знаком качества сварочного оборудования и материалов, квалификации персонала, компетентности предприятий и организаций.

Три десятилетия — большой срок. Наверняка пришлось решать немало проблем…

Николай Алешин: Как и в любой деятельности. Многие проблемы носили скорее технический характер и решались в рабочем порядке. За исключением, может быть, последствий реализации механизма «регуляторной гильотины», нацеленного на повышение уровня безопасности и устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Тогда множество действующих и важных систем государственного надзора вдруг оказались вне закона. В том числе и регулирование сварки. К счастью, в результате дополнительного анализа ситуации последующими постановлениями правительства РФ регулирование в сварке было восстановлено.

То есть за аттестацию сварки можно не беспокоиться?

Николай Алешин: Вопрос аттестации сварочного производства на опасных производственных объектах уже практически урегулирован благодаря позиции правительства. В соответствии с постановлениями правительства РФ N2354 и 2355 от 30 декабря 2020 года Ростехнадзором был разработан и внесен на рассмотрение в правительство соответствующий законопроект, который, к слову, на стадии обсуждения был поддержан 908 экспертами и 617 промышленными предприятиями России. Правительство одобрило текст законопроекта и внесло его на рассмотрение в Государственную Думу 14 октября 2022 года. Совет Государственной Думы назначил ответственным Комитет по промышленности и торговле. Соисполнителем был назначен Комитет по энергетике.

Состоялось много дискуссий, вопросы звучали самые острые: о барьерах для бизнеса, о возможностях коррупции, о монополии. Конечно, свою роль сыграла сложность обсуждаемой темы и недостаточная квалификация основной массы приглашенных на обсуждение экспертов. И все-таки нам удалось убедить депутатов, что законопроект N213698-8 преследует совсем иные цели.

Какие именно?

Николай Алешин: Во-первых, законопроект не создает монопольное положение, а, наоборот, направлен на конкурсное наделение полномочиями любого профессионального объединения в качестве регулятора аттестации сварочного производства. Впрочем, даже в действующей системе нет признаков монополии, ведь аттестацию выполняет не НАКС, а более сотни конкурирующих между собой независимых юридических лиц, объединившихся в ассоциацию на принципах саморегулирования.

Во-вторых, законопроект не вводит никаких новых механизмов регулирования и уж тем более — дополнительных обременений для бизнеса. По сути обязательные требования, которые сейчас содержатся в ведомственных документах Ростехнадзора, переносятся на уровень федерального закона, как это предусмотрено Федеральным законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» N247-ФЗ. Причем количество обязательных требований сокращается, а процедуры аттестации упрощаются с учетом многолетнего опыта применения системы.

Наконец, вводятся действенные инструменты контроля и ответственности: механизм мониторинга деятельности, субсидиарная ответственность, процедура подтверждения статуса организации, допущенной к аттестации сварочного производства. То есть ужесточается контроль за теми, кто аттестацию проводит.

Система аттестации сварочного производства постоянно трансформируется с учетом экономической и геополитической ситуации и в настоящий момент требует очередного пересмотра законодательной базы, на которой основано ее функционирование. Не более.

А если предположить, что закон не будет принят? Чего нам тогда ждать? Что будет с НАКСом?

Николай Алешин: Нам нельзя возвращаться на уровень аварийности 90-х годов, особенно с учетом того, какие объемы строительства были реализованы в стране за прошедшие годы. Кроме того, как я уже говорил, НАКС без привлечения бюджетных средств выполняет для государства ряд ответственных функций: Секретариат технического комитета Росстандарта ТК 364, Совет по профессиональным квалификациям в области сварки и многое другое. Государству так или иначе нужен исполнитель для этих «общественных нагрузок». Вдобавок НАКС участвует в организации трудовой миграции высококвалифицированных специалистов в области сварки. Научные исследования, разработки новых технологий… Важно, чтобы государство не утратило высококвалифицированный и высокотехнологичный кластер, который за все время существования ничего у государства не просил, а просто приносил стране пользу.

Мы знаем, что большинству депутатов свойственно истинно государственное мышление и они осознают важность регулирования ответственных сварочных работ, поэтому принятие законопроекта и для нас, и для них — естественный ход событий, развитие, движение вперед.

Иными словами, вы уверены, что государственное регулирование в области ответственных сварочных работ будет сохранено?

Николай Алешин: Безусловно.

Источник: https://rg.ru/2023/01/22/svarochnoe-delo-pod-okom-gosudarstva.html (Российская газета — Федеральный выпуск: №13(8958))